МФО для СФО: почему в Сибири так активно развиваются микрофинансовые организации?
На сайте Новосибирского Банковского клуба размещена аналитика от компании Deloitte.
В 2018 году компания Deloitte, анализируя ключевые тенденции в экономике Новосибирской области, отметила интересную особенность: представители малого и среднего бизнеса в Сибирском регионе проявляют повышенный интерес к предложениям от микрофинансовых организаций при выборе источников внешнего капитала. Так, доля предпринимателей, практикующих финансирование в МФО в два раза выше среднего (12%). При этом, по данным Сибирского ГУ Банка России, за первую половину 2019 года микрофинансовые организации выдали в СФО более 3,25 млн микрозаймов, общая сумма которых 25 млрд руб.
Олеся Бобкова, заместитель генерального директора компании «Лайм-Займ»:
Прямое объяснение возрастающей популярности микрофинансовых организаций в сибирском регионе – наличие нескольких топовых компаний, которые предлагают жителям Новосибирска, Красноярска, Новокузнецка, Кемерово разнообразный выбор услуг.
Каждая из этих компаний, чтобы привлечь клиента, старается больше рассказывать о преимуществах своего предложения, и тем самым повышает осведомленность населения о продукте в целом. Новосибирске – достаточно молодой город, и здесь не так укоренился стереотип, что микрофинансовые компании – это ларьки, где тебе выдают заем под тысячу процентов и на следующий день приезжают с битой.
Круг клиентов становится шире.
По своему опыту мы знаем, что клиенты МФО – это не только молодые студенты или люди без работы, которые обращаются за микрозаймами, потому что им не дают кредит в банке из-за плохой кредитной истории. Зачастую это люди с высшим образованием, работающие как в бюджетной сфере, так и в коммерческих организациях.
Цели сибирских заемщиков действительно разные и определяются они в основном жизненными обстоятельствами, например, наличием ипотеки и задержкой заработной платы. Клиент берет заем на несколько дней, чтобы эту просрочку не допустить.
Нередко к услугам МФО обращаются, чтобы совершить какую-то покупку для дома, например, оплатить некрупную бытовую технику. Эти люди умеют считать деньги, и они не хотят брать большой кредит. Поскольку банки часто выставляют высокую минимальную сумму для кредитования, иногда выше 100 тысяч рублей, клиенты обращаются в МФО.
В число наших клиентов входят даже гендиректора. В условиях того, что продукт здесь изначально развивается как онлайн-услуга, отношение к нему более лояльное, и опыт использования данных услуг распространяется через сарафанное радио.
Однако невозможно отрицать, что в СФО, как и в любом регионе нашей страны, существует потребность в услугах МФО как во внешнем источнике капитала, это одна из причин востребованности таких организаций. Если говорить про Россию в целом, то стоит отметить переход МФО в режим онлайн. Во многом он обусловлен тем, что круг лиц, которые пользуются услугами кредитования, постоянно расширяется и включает вполне трудоспособных среднеобеспеченных людей.
Онлайн-формат позволяет сэкономить время (и нервы).
При этом важен психологический момент. В России до сих пор распространен стереотип о ларьках МФО. Пойти очно в такую организацию – большой стресс для людей, вызывающий много переживаний и стеснение. Ты вроде бы хороший человек, у тебя просто сложилась такая ситуация. Тебя будут пристально изучать, смотреть глаза в глаза, а если еще и откажут? Это большой страх для таких людей. Поэтому клиенты все чаще обращаются к услугам онлайн.
Сегодня финансовые услуги, начиная от коммунальных платежей и заканчивая первичной заявкой на ипотеку, можно получить с помощью мобильного телефона, подав заявление в любое время суток. Это также экономит время, и сибиряки предпочитают онлайн-банки обычным, в которые нужно обращаться, придя в офис.
Дело в кадрах: сибирские специалисты востребованы в IT-сфере.
Ввиду насыщенности рынка IT-специалистов в сибирском регионе, многие компании, как и наша в свое время, переехали из Москвы в Новосибирск. Диджитализация, перестроение сознания пользователей, их предпочтение получать услуги через интернет, способствуют тому, что молодым компаниям сейчас изначально необходимо развивать бизнес онлайн.
Для этого нужны IT-специалисты: аналитики, разработчики, DevOps-инженеры. Соответственно, компаниям, которые принимают для себя решение зайти на рынок финтеха, проще всего начать в том регионе, где достаточное количество специалистов и не такая высокая конкурентная среда. Научный потенциал сибирского региона, широкая география внешнеторгового сотрудничества, позволяют утверждать, что мы еще не раз увидим спрос на услуги микрофинансового бизнеса в СФО.