Банк России одобрил более 100 инициатив рынка по оптимизации регуляторной нагрузки
Пресс-служба Банка России сообщает, что подведены первые итоги деятельности Рабочей группы Банка России по оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка, которая была создана в августе 2019 года. Ее работа направлена на актуализацию нормативной базы по вопросам, относящимся к компетенции мегарегулятора.
За три месяца от участников финансового рынка поступило свыше 600 инициатив, большая часть которых уже прошла рассмотрение рабочими подгруппами. Всего действует 14 подгрупп, в состав которых входит 252 участника: 158 представителей участников рынка и 94 – Банка России.
Большинство принятых решений касается вопросов допуска финансовых организаций на рынок (28 инициатив) и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (21 инициатива). Одобрены предложения, направленные на совершенствование процедуры формирования отчетности банками и некредитными финансовыми организациями, а также на упрощение раскрытия информации эмитентами.
Часть принятых предложений нацелена на снижение регуляторной нагрузки в банковской деятельности, работе страховых и микрофинансовых организаций, а также в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Банк России продолжит публиковать информацию о принятых решениях по актуализации нормативного регулирования.
Для микрофинансового рынка (МФО, КПК, СКПК, ломбарды) было предложено следующее:
№ п/п | Нормативный акт | Описание инициативы | Предложение подгруппы |
---|---|---|---|
02 – 39 | Указание Банка России от 24.05.2017 № 4383‑У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании» Пункт 2 | В случае выявления микрофинансовой организацией фактов представления в Банк России отчетности, содержащей неверные и (или) неактуальные значения показателей за любой отчетный период в течение последних 3 лет, исправленная отчетность должна быть направлена в течение 10 рабочих дней, следующих за днем возникновения оснований для внесения изменений. Необходимо отметить, что бухгалтерская (финансовая) отчетность МФО не пересдается. Отчет о МФД за декабрь представляется через 23 рабочих дня после окончания отчетного периода, а годовая бухгалтерская отчетность за год – через 90 дней, в связи с чем почти у всех МФК возникает необходимость в последующей корректировке отчета о МФД. Предлагается предоставить МФО право исправлять надзорную отчетность в текущем периоде, как и бухгалтерскую (финансовую) отчетность | Внести изменения в п. 2 Указания Банка России от 24.05.2017 № 4383‑У в части порядка представления скорректированной отчетности (представление МФО исправленной надзорной отчетности в текущем периоде при наличии в ней ошибок в бухгалтерском учете). В части сроков представления годовой отчетности предложение не было поддержано |
03 – 1 | Указание Банка России от 17.10.2018 № 4937‑У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной ст. 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Порядок) | В Порядке установлено требование о заполнении НФО в каждом сообщении большого количества избыточных показателей, доступ к которым имеется у органов, в адрес которых представляются сведения. Заполнение в каждом сообщении избыточных показателей (то есть показателей сверх набора, однозначно идентифицирующего лицо / документ), доступ к которым имеется у органов, в адрес которых они отправляются, вводит избыточную нагрузку на НФО, а также противоречит принципам межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг. Примеры показателей: КПП, дата регистрации, почтовый индекс, адрес местонахождения, СНИЛС, номер полиса ОМС | Внести изменения в Порядок в целях сокращения перечня показателей, доступ к которым имеется у органов, в адрес которых они отправляются. Аналогичное сокращение показателей должно быть и для кредитных организаций |
03 – 3 | Указание Банка России от 05.12.2014 № 3471‑У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» Абзац третий п. 3.4 | Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации при утверждении некредитной финансовой организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД / ФТ и программ его осуществления не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов. Требование о проведении целевого (внепланового) инструктажа не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов является избыточным, так как срок, установленный Указанием № 3471‑У может оказаться недостаточным для подготовки обучающих материалов, организации и проведения обучения, особенно для организаций с большой штатной численностью, наличием филиалов / обособленных подразделений, располагающихся территориально в различных местах (офисах) или регионах | Изменить формулировку абзаца 3 п. 3.4 Указания № 3471‑У, приведя его в соответствие с абзацем 6 п 2.4.3. Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485‑У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях», изложив ее в следующей редакции: «Объем, сроки проведения и содержание внепланового (целевого) инструктажа по ПОД / ФТ определяются некредитной финансовой организацией самостоятельно в каждом конкретном случае» |
03 – 28 | Указание Банка России от 05.12.2014 № 3471‑У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» | Внести изменения в сроки проведения обучения сотрудников финансовых организаций в сторону их увеличения, что позволит учесть фактические возможности организаций для подготовки необходимых материалов, их рассылку, контроль исполнения и т. п. (высокая численность работников, разветвленная сеть филиалов и представительств). Соответствующие изменения должны быть внесены в ФЗ-115 и в принятые в соответствии с ним нормативные акты | Изменить формулировку абзаца 3 п. 3.4 Указания № 3471‑У, приведя его в соответствие с абзацем 6 п. 2.4.3. Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485‑У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях», изложив ее в следующей редакции: «Объем, сроки проведения и содержание внепланового (целевого) инструктажа по ПОД / ФТ определяются некредитной финансовой организацией самостоятельно в каждом конкретном случае» |
12 – 26 Часть 1 | Указание Банка России от 09.06.2016 № 4037‑У «Об установлении методики определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании» Пункт 2.3 | Предлагаем в Указании № 4037‑У дополнить дебиторскую задолженность, учитываемую при расчете собственных средств (капитала) МФО, суммами вложений в ценные бумаги, определив перечень видов таких ценных бумаг, так как они являются активами микрофинансовой организации | Внести изменение в Указание Банка России от 09.06.2016 № 4037‑У, дополнив дебиторскую задолженность суммами вложений в ценные бумаги (за вычетом сформированных резервов, если инвестиционный портфель, либо по справедливой стоимости, если портфель торговый), так как они являются активами микрофинансовой организации, определив перечень видов таких ценных бумаг |
31 января 2020 года