Саморегулирование на финансовом рынке: текущее состояние и перспективы
Банк России проанализировал результаты работы саморегулируемых организаций (СРО) некредитных финансовых организаций и предлагает профессиональному и экспертному сообществу обсудить дальнейшие перспективы развития института саморегулирования на финансовом рынке.
Как отмечается в консультативном докладе регулятора, российская модель СРО наиболее близка к зарубежной модели СРО-ассоциаций. С одной стороны, она позволяет максимально учитывать интересы финансовых организаций и избежать монополизации саморегулирования СРО-квазирегулятором, в которую должны входить все финансовые организации соответствующего вида. С другой стороны, данная модель влечет риски конфликта интересов и нарушения финансовой устойчивости СРО в случае выхода из нее крупнейших членов.
Участникам рынка предлагается обсудить меры, которые позволят снизить риски, связанные с выбранной моделью СРО, усовершенствовать исполнение СРО контрольной и дисциплинарной функций. Также в докладе поднимается вопрос о предоставлении регулятору права назначать руководителя СРО и (или) независимых членов коллегиального органа управления СРО.
Банк России считает необходимым рассмотреть перспективы расширения роли СРО на финансовом рынке: возможность введения обязательного саморегулирования для кредитных организаций, потенциальную роль СРО в регулировании агентских продаж финансовых продуктов и контроле за деятельностью ключевых сотрудников финансовых организаций, делегирование СРО дополнительных функций при осуществлении надзорных мероприятий в сферах финансового рынка с низким уровнем риска.
Вопросы для обсуждения
Согласны ли вы с приведенной оценкой ресурсной обеспеченности российских СРО и выводом о наличии рисков в связи с зависимостью СРО от взносов своих членов?
Требуется ли СРО укреплять свою финансовую устойчивость, диверсифицировать источники финансирования и снижать финансовую зависимость от членских взносов?Насколько эффективно, на ваш взгляд, осуществляется регуляторная функция СРО и ведется разработка базовых стандартов?
В чем, по вашему мнению, проявляются недостатки контрольного и дисциплинарного механизмов СРО и какова причина этих недостатков?
Согласны ли вы с тем, что СРО в ряде случаев подходят формально к проведению проверок своих членов? Согласны ли вы с обозначенными в настоящем докладе причинами формального подхода СРО к проверкам?
Какой принцип формирования дисциплинарного органа СРО, на ваш взгляд, является оптимальным (профессиональный, экспертный или смешанный)? Следует ли вводить нормативные требования к комплектованию дисциплинарного органа СРО?
По вашему мнению, позволяет ли существующий дисциплинарный механизм СРО обеспечить баланс интересов потребителей и финансовых организаций, предотвращать серьезные нарушения на российском финансовом рынке? Применяют ли СРО меры воздействия к своим членам за проступки, которые создают существенный риск нарушения прав потребителей, либо же санкции применяются главным образом за нарушения технических правил?
Чем, на ваш взгляд, обусловлены достаточно низкие суммы штрафов российских СРО по сравнению с зарубежными? Может ли размер штрафов быть повышен?
Комментарии к докладу для общественных консультаций, включая ответы на поставленные вопросы, а также предложения и замечания участники обсуждения могут направить в Банк России до 25 ноября включительно.
25 октября 2019 года