Некоммерческая корпоративная организация Ассоциация Микрофинансовых организаций «Сибирь» Email: am-siberia@yandex.ru Телефон:8 (916) 520-45-91

Новое прочтение формирования налоговой базы по резерву на возможные потери по займам


04 сентября 2018

Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России выпустил письмо от 3 июля 2018 г. № 03-03-06/2/45855 "Об определении размера суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам".

На вопрос микрофинансовой организации Минфин России еще раз подтвердил, что КПК и МФО вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резервы на возможные потери по займам.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Банком России в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.

Порядок формирования МФО резервов на возможные потери по займам определен Указанием Банка России от 28.06.2016 № 4054-У "О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам".

Таким образом, размер суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, учитываемой в расходах для целей налогообложения, определяется с учетом положений вышеуказанного порядка Банка России.

Но следует обратить на последний абзац данного письма:

При этом, что касается долга, приобретенного в рамках уступки права требования, то в отношении него МФО не может сформировать резерв на возможные потери по займам, поскольку данный долг не является займом как таковым для микрофинансовой организации.

Таким образом, если МФО приобрела требования по займам, то по ним она не может сформированный резерв согласно Указания № 4054-У (который по бухгалтерскому учету отражается также на счетах по учету займом без разделения - собственные займы или приобретенные) включить в налоговую базу, потому что Минфин России считает, что этот долг не является для МФО займом.

И в этом случае, надо обратить внимание на ст. 313 Налогового кодекса "В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета".

Поэтому МФО необходимо для правильного расчета налоговой базы по сформированным резервам составлять отдельные налоговые регистры по резервам и использовать возможности организации аналитического учета для разделения резервов по займам и по приобретенной задолженности в рамках уступки права требований.