Некоммерческая корпоративная организация Ассоциация Микрофинансовых организаций «Сибирь» Email: am-siberia@yandex.ru Телефон:8 (916) 520-45-91

№1 (август) 2016 год



Информационный бюллетень для микрофинансовых организаций


ООО «БизнесНаставник» помощник компаниям, работающим в сфере микрофинансирования

Мы оказываем весь спектр услуг по методологическому сопровождению деятельности микрофинансовых организаций: консультирование, разработка методических документов, организация учебных семинаров по вопросам финансового мониторинга, перехода на единый план счетов (бухгалтерский учет), регулирования кредитных рисков, налогообложения и т.д.

Эл.почта: info@mfoinfo24.ru

Тел. +7(495)208-17-13; 8(916)520-45-91; 8(903)617-93-05


  1. Обзор законодательства в сфере микрофинансирования
  2. Обзор нормативных документов Банка России по микрофинансовым организациям
  3. Налоговое обозрение (включая Комментарий к письмам ФНС России о проведении проверок юридических лиц, имеющих признаки нереальности деятельности)
  4. Обзор судебных актов
  5. Календарь мероприятий на сентябрь 2016 года
  6. Ответы на типовые вопросы микрофинансовых организаций


Обзор законодательства в сфере микрофинансирования

Финансовый мониторинг

Приказ Росфинмониторинга от 25.07.2016 N 232
"О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решений Межведомственной комиссии по противодействиюфинансированию терроризма"


В этом приказе определен порядок размещения на сайте Росфинмониторинга решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма. Размещение таких решений производится для информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в целях выполнения требований закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Кроме того, предусматривается, что с 1 января 2017 года уполномоченное структурное подразделение Росфинмониторинга будет формировать список лиц, в отношении которых действует решение о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества. Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.08.2016. Документ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования - с 29 августа 2016 года, за исключением пунктов 5 и 6 Порядка, которые вступают в силу 1 января 2017 года.

В Казани пройдет Форум инновационных финансовых технологий Finopolis 2016

Этот форум проводится Банком России и Правительством Республики Татарстан и состоится 13–14 октября 2016 года. Вот уже второй раз в Казани соберутся ключевые представители компаний финансового рынка, IT и регуляторов, чтобы обсудить развитие инновационных технологий в финансовом секторе.

В рамках форума запланирован конкурс FinTech-стартапов, организованный совместно с федеральным акселератором Generation S. Прошедшие предварительный экспертный отбор 18 стартапов представят свои проекты в ходе специальных мероприятий форума.


Обзор нормативных документов по микрофинансовым организациям

Организация работы микрофинансовых организацийг

Указание Банка России от 25.01.2016 № 3945-У
«Об иных требованиях к деловой репутации кандидата на должность руководителя саморегулируемой организациив сфере финансового рынка»


Указанием №3945-У дополнены требования к деловой репутации кандидата на должность руководителя СРО в сфере финансового рынка. Согласно Указанию к иным требованиям отнесено отсутствие (в течение трех лет, предшествовавших дню подачи ходатайства о согласовании кандидата) следующих, в частности, фактов:

  • неисполнение обязанностей по предупреждению банкротства финансовой организации
  • привлечение к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам финансовой организации и (или) привлечение к исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей
  • привлечение к административной ответственности за совершение неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства и др.

Документ опубликован на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 05.08.2016, "Вестник Банка России", №73, 10.08.2016. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования - с 16 августа 2016 года.

Указание Банка России от 07.07.2016 № 4063-У
«О порядке подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций»


Указанием установлен Порядок подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций. Для исключения сведений из государственного реестра микрофинансовых организаций необходимо в электронном виде подать заявление установленной формы в Банк России, которое удостоверяется усиленной квалифицированной подписью. Вместе с заявлением организацией должен быть представлен отчет о микрофинансовой деятельности.

Документ опубликован на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 08.08.2016, в "Вестнике Банка России", №74, 17.08.2016. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – с 19 августа 2016 года.

Кредитные риски

Указание Банка России от 28.06.2016 № 4054-У
«О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам»


Согласно данному Указанию микрофинансовые организации обязаны формировать резервы на возможные потери не только по выданным займам, но и по правам требования, вытекающим из договоров микрозайма и договоров уступки права требования. Указание опубликовано на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 08.08.2016, в "Вестнике Банка России", № 74, 17.08.2016. Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – с 19 августа 2016 года. Со дня вступления в силу настоящего Указания утрачивает силу аналогичный порядок, утвержденный Указанием Банка России от 14 июля 2014 года №3321-У.

Борьба с нелегальными кредиторами: итоги полугодия

Банк России разместил на своем сайте информацию, что им в первом полугодии 2016 года было направлено в правоохранительные и иные уполномоченные органы РФ порядка 340 обращений в отношении около 630 организаций, предположительно осуществляющих нелегальную выдачу потребительских займов.

Информация о среднерыночных значениях полной стоимости потребительского кредита (займа)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» Банк России в установленном им порядке ежеквартально рассчитывает и опубликовывает среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов) отдельно для кредитных организаций, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов на основе представленных ими данных о значениях полной стоимости потребительского кредита (займа). Среднерыночные значения полной стоимости потребительского кредита (займа), определенные для МФО, КПК, СКПК, ломбардов приведены за 2 квартал 2016 года.

Надзор за деятельностью микрофинансовых организаций

Указание Банка России от 10.08.2016 № 4102-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 1 сентября 2014 года № 156-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций"


Порядок инспекционной деятельности Банка России в отношении НФО и СРО НФО приведен в соответствие с законодательством. Указанием внесены поправки в Инструкцию Банка России от 01.09.2014 N 156-И, которыми, в том числе:

  • уточнен перечень решений, на основе которых осуществляются организация и проведение внеплановых проверок

  • скорректирован перечень документов, составленных рабочей группой в ходе проверки или полученных от НФО или СРО, которые хранятся в паспорте проверки

Документ опубликован на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 10.08.2016, в "Вестнике Банка России", №74, 17.08.2016. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – с 21 августа 2016 года.

Указание Банка России от 12.07.2016 № 4070-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 24 апреля 2014 года № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации(Банка России)"


Уточнены требования к порядку проведения проверок деятельности НФО и СРО НФО уполномоченными представителями Банка России. Согласно данному изменению исключена обязанность передачи НФО или СРО НФО одновременно с поручением на проведение проверки копии решения Председателя Банка России (его заместителя) о проведении проверки.

Указание опубликовано на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 10.08.2016, в "Вестнике Банка России", №74, 17.08.2016. Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – с 21 августа 2016 года.

Финансовый мониторинг

Указание Банка России от 20.07.2016 № 4078-У
"О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым компаниям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации"


В этом Указании сформулированы требования к банкам, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента, а также к микрофинансовым компаниям, которые могут давать такое поручение.

Банк, который может проводить идентификацию клиента, должен иметь лицензию, предоставляющую право осуществлять банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Банк, которой может осуществлять упрощенную идентификацию клиентов, должен иметь лицензию, предоставляющую право осуществлять банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических лиц в рублях или по осуществлению переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).



Для получения права заключения указанных договоров поручения с банками микрофинансовая компания должна удовлетворять следующим требованиям: - осуществление деятельности в форме хозяйственного общества; - осуществление микрофинансовой деятельности не менее двух лет с момента внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций; - членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка; - отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц записи о недостоверности сведений о такой микрофинансовой компании. Документ опубликован на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 19.08.2016, в "Вестнике Банка России", №76, 24.08.2016. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – с 30 августа 2016 года.

Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Банк России 18 августа 2016 разместил на своем сайте Краткий обзор материалов зарубежных и отечественных средств массовой информации, посвященных вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 1 по 31 июля 2016 года.
Указание Банка России от 28.07.2016 N 4088-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 15 декабря 2014 года N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Согласно Указанию обновлены перечень и структура показателей, включаемых НФО в формализованные электронные сообщения, передаваемые в Росфинмониторинг. Кроме того, исключено представление указанных сведений и информации на бумажном носителе.

Указание опубликовано на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 23.08.2016, в "Вестнике Банка России", №77, 31.08.2016. Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования – с 03 сентября 2016 года.

Указание Банка России от 28.07.2016 №4086-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Согласно Указанию в Требования к правилам внутреннего контроля НФО, к числу признаков, позволяющих предполагать совершение клиентом "необычной сделки", включен случай, когда идентификационные данные участника операции совпадают с идентификационными данными физического лица, указанного в запросе уполномоченного органа о представлении дополнительной информации в рамках противодействия финансированию терроризма, в случае указания в таком запросе на необходимость уделять повышенное внимание операциям данного физического лица (код признака 2210).

Скорректированы положения, касающиеся принятия НФО решения о признании физического лица бенефициарным владельцем. Также, в Положение наряду с юридическими лицами включено упоминание иностранной структуры без образования юридического лица.

Документ опубликован на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 23.08.2016, в "Вестнике Банка России", №77, 31.08.2016. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – с 03 сентября 2016 года.

Положение от 20.07.2016 № 550-П
"О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом"


Согласно данного Положения информированность некредитных финансовых организаций о сомнительных клиентах возрастет. Порядку доведения до сведения некредитных финансовых организаций информации, полученной от уполномоченного органа, посвящена глава 2 Положения №550-П.

Форматы и структура электронных документов, используемые для информационного взаимодействия, применяются некредитными финансовыми организациями по истечении 60 дней после дня их размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", но не ранее 1 января 2017 года.

Положение опубликовано на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 31.08.2016, в "Вестнике Банка России", №77, 31.08.2016. Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования – с 11 сентября 2016 года.

Внутренний контроль

Методические рекомендации №28-МР от 18.08.2016
"По обеспечению непрерывности деятельности некредитных финансовых организаций"


Методические рекомендации касаются информационных систем НФО и их программно-технических средств, содержания плана обеспечения непрерывности и/или восстановления деятельности НФО в случае чрезвычайных ситуаций, а также базовых характеристик основного и резервного офисов организации. Так, для обеспечения непрерывности деятельности компаниям рекомендуется определить критически важные процессы и перечень возможных чрезвычайных ситуаций, а также выявлять и не реже одного раза в год проводить анализ факторов возникновения таких ситуаций. Компаниям предлагается также иметь утвержденный план непрерывности деятельности, который, помимо прочего, может включать цели, приоритеты, задачи, а также порядок осуществления мероприятий по предотвращению, снижению влияния и ликвидации последствий возможного нарушения режима бесперебойной работы. Пересмотр такого плана рекомендовано проводить не реже одного раза в год. С такой же периодичностью компании могут тестировать этот план с моделированием потенциальных чрезвычайных ситуаций. Документ содержит рекомендации по ежедневному резервному копированию информации и баз данных, обслуживающих критически важные процессы, а также для резервного офиса, в том числе в части его территориального расположения. Банк России предложил дифференцированный подход при определении объема (характера) распространения рекомендаций на участников рынка, в соответствии с которым они разделены на три условные группы в зависимости от вида деятельности и ее масштабов. Рекомендации разработаны с учетом международных стандартов. Документ опубликован в "Вестнике Банка России", №76, 24.08.2016.

Банк России разработал Концепцию единой системы внутреннего контроля для НФО

Система внутреннего контроля в некредитных финансовых организациях (НФО), разработанная регулятором, формируются по единым принципам. Системы внутреннего контроля (СВК), которые должны быть созданы в каждой НФО, позволят им более качественно оценивать эффективность и результативность ведения своего бизнеса, контролировать соблюдение нормативно-правовой базы, достоверность, полноту и своевременность представления всех видов отчетности для внешних и внутренних пользователей. Такие системы также призваны исключить вовлечение НФО в противоправную деятельность, в том числе легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, минимизировать коррупционную составляющую в деятельности компаний. В то же время отдельные положения, предлагаемые Концепцией, могут быть реализованы НФО исходя из специфики и масштаба их деятельности, акционерной структуры и принимаемых рисков. В дальнейшем на основе данной Концепции Банк России планирует усовершенствовать нормативную базу, регулирующую создание и функционирование системы внутреннего контроля для НФО.

Отчетность

Указание Банка России от 25.07.2016 N 4083-У
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива"


Данным Указанием обновлена процедура представления в Банк России отчетности кредитного потребительского кооператива. В частности, установлен порядок представления отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, а также отчета о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива по формам и в порядке, предусмотренным в приложениях к Указанию, начиная с того отчетного периода, в котором вступает в силу данное Указание. Документ опубликован на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/, 29.08.2016, в "Вестнике Банка России", №79, 02.09.2016. Указанием вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования – ***с 09 сентября 2016 года.*** Со дня вступления в силу Указания признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 05.08.2014 №3356-У.

О порядке определения и критериях существенности недостоверных отчетных данных,представляемых микрофинансовыми организациями

Банк России разместил на своем сайте проект Указания Банка России «О порядке определения и критериях существенности недостоверных отчетных данных, представляемых микрофинансовыми организациями». В случае неоднократного в течение года представления микрофинансовой организацией существенно недостоверных отчетных данных Банк России вправе принять решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Налоговое обозрение


Письмо ПФ РФ от 27.07.2016 №ЛЧ-08-19/10581

"О представлении отчетности"

Согласно данному письму работодатели обязаны представлять отчетность по форме СЗВ-М в отношении всех застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, а также по гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы.

Организациями, у которых отсутствуют застрахованные лица, отчетность по форме СЗВ-М не представляется.


Письмо ФНС России от 03.08.2016 №ГД-4-14/14126@

"О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности"

В письме налоговым инспекциям даны рекомендации по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. В данном письме ФНС России приведен ряд случаев, которые могут свидетельствовать о недостоверности указанных в ЕГРЮЛ сведений. Это, когда:

  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ЮЛ, его участники либо адрес ЮЛ указаны в качестве таковых в значительном количестве иных ЮЛ;

  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ЮЛ, является физлицом, в отношении которого назначено административное наказание в виде дисквалификации или имеется информация о его смерти.

Управлениям ФНС по субъектам РФ поручено ежемесячно проводить работу по выявлению юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и обладающих одним из перечисленных признаков, а также обеспечить незамедлительное проведение мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (изучение представленных документов и сведений, получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, и т.д.).


Письмо ФНС России от 03.08.2016 №ГД-4-14/14127@

"О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности"

В письме ФНС России поручила регистрирующим органам провести проверку достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Не позднее 1 сентября 2016 года в адрес регистрирующих органов должна быть представлена информация о ЮЛ, обладающих одним из следующих признаков: - лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ЮЛ, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых более чем в пятидесяти ЮЛ; - участники ЮЛ являются таковыми более чем в пятидесяти ЮЛ; - адрес ЮЛ, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем пятидесяти ЮЛ; - наличие информации о вступлении в силу постановления, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени ЮЛ, назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек; - наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ЮЛ. В отношении таких организаций будут проведены мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.


Комментарий к письмам ФНС России о проведении работы в отношении юридических лиц, имеющих признаки недостоверности

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2014 г.) установлено, что считается адресом юридического лица: «Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа» (п. 2 ст. 54 ГК РФ (в ред. Федерального закона № 99-ФЗ).

Согласно вышеуказанной норме и в соответствии с п. 3 и 5 ст. 54 ГК РФ, пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа отражаются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно по этому адресу должна осуществляться связь с юридическим лицом.

Если фактически организация находится по другому адресу, вероятно наступление следующих негативных последствий:

- невозможности своевременного получения уведомлений от контролирующих органов. Поскольку переписка с юридическим лицом ведется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, при неполучении организацией уведомлений по указанному адресу организация будет считаться извещенной надлежащим образом (ст. 165.1 ГК РФ);

- привлечения к ответственности по ст. 116 Налогового кодекса РФ, предусматривающей ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

- вероятности отказа в возмещении НДС. В этой ситуации счета-фактуры, оформленные организацией, могут быть признаны не соответствующими требованиям ст. 169 НК РФ;

- риска отказа в признании расходов по налогу на прибыль соответствующими требованиям ст. 252 НК РФ, если таковые учитываются при налогообложении;

- привлечения к административной ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

- инициирование регистрирующим органом ликвидации организации в принудительном порядке.

Кроме того, несовпадение юридического и фактического адресов организации может неблагоприятно сказаться на ее деятельности при возникновении судебного спора, о котором будет сообщено по юридическому адресу, где организация фактически не находится. Даже если уведомление о начале судебного разбирательства не будет получено, организация считается уведомленной надлежащим образом (ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В рамках законодательства, регламентирующего взаимоотношения юридического лица и кредитной организации, различие фактического и юридического адреса может быть истолковано последней, как предоставление недостоверной информации, что влечет за собой отказ от заключения договора банковского счета (вклада), отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с последующим расторжением договора банковского счета (вклада) по инициативе кредитной организации в одностороннем порядке.

Исходя из вышеизложенного, рекомендуется внести изменения в учредительные документы организации в части ее места нахождения, определив его указанием на наименование населенного пункта (например, «Российская федерация, г. Москва») и зарегистрировать указанные изменения в установленном законодательством порядке.

В этом случае все последующие изменения сведений в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Документы представляются для регистрации указанных изменений в порядке, предусмотренном ст. 8 и 9 Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (почтовым отправлением, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг единый портал государственных и муниципальных услуг и т.п.).

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места его нахождения регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Заявление должно быть представлено в течение трех рабочих дней с момента изменения места нахождения юридического лица (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, т.е. с момента фактической смены места нахождения организации).

Государственная регистрация вносимых изменений осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ) и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения этого срока, регистрирующий орган выдает заявителю либо его представителю или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).


Обзор судебных актов


Постановление Верховного Суда РФ от 23.08.2016 N 307-АД16-10330 по делу N А56-73910/2015

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено наличие вины общества в совершенном правонарушении, соблюдены процедура и срок давности привлечения к ответственности, отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным, размер назначенного штрафа соответствует санкции статьи.


Решение Суда по интеллектуальным правам от 24.08.2016 по делу N СИП-334/2016

Требование: О досрочном прекращении правовой охраны товарного знака.

Обстоятельства: Истцом указано, что комбинированное обозначение имеет сходство до степени смешения с товарным знаком ответчика, что препятствует регистрации собственного товарного знака истца. По сведениям истца, ответчик не использует зарегистрированный товарный знак более трех лет.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истцом не представлены доказательства того, что регистрация оспариваемого товарного знака препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2016 N Ф05-8776/2016 по делу N А40-228309/15

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ за непредставление в полном объеме запрошенной Банком России информации.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для их соблюдения у него имелась, порядок и срок давности привлечения к ответственности соблюден.

Календарь мероприятий на сентябрь 2016 года

Нормативные документы, вступающие в действие в сентябре 2016 года


Указание Банка России 25.07.2016 № 4083-У

"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива"

09 сентября 2016 года вступает в силу Указание №4083-У. Указанием Банк России устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива.

Отчет предоставляется, начиная с того отчетного периода, в котором вступает в силу данное Указание, т.е. за девять месяцев 2016 года.

Со дня вступления в силу Указания признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 05.08.2014 N 3356-У.

Положение от 20.07.2016 № 550-П

«О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»

11 сентября 2016 года вступает в силу Положение №550-П. Данным Положением Банк России устанавливает порядок доведения, в том числе до некредитных финансовых организаций (кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, ломбардов) полученной от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, информации о сомнительных клиентах.

Порядку доведения до сведения некредитных финансовых организаций информации, полученной от уполномоченного органа, посвящена глава 2 Положения №550-П.

Форматы и структура электронных документов, используемые для информационного взаимодействия, применяются некредитными финансовыми организациями по истечении 60 дней после дня их размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", но не ранее 1 января 2017 года.

Отчетность


Сведения о застрахованных лицах

12 сентября 2016 года организации и предприниматели, у которых работают физлица по трудовым и гражданско-правовым договорам, сдают в ПФР сведения о застрахованных лицах (работниках) по форме СЗВ-М за август 2016 года. Форма СЗВ-М утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

Отчетность об операциях с денежными средствами

21 сентября 2016 года последний срок для представления в Банк России отчетности по форме 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций за август 2016 г.» согласно Указанию Банка России от 09.07.2015 N 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами».

Кредитные риски


Формирование резервов на возможные потери по займам

30 сентября 2016 года микрофинансовые организации должны сформировать резервы на возможные потери по займам в размере не менее 30 процентов от установленной суммы согласно Указанию Банка России от 28.06.2016 № 4054-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам».

Бухгалтерский учет


План мероприятий по переходу некредитных финансовых организаций на ЕПС и ОСБУ

30 сентября 2016 года согласно Плану мероприятий по переходу НФО на ЕПС и ОСБУ должен быть подготовлен Проект Учетной политики, а также отчет о разработке внутренних стандартов субъекта НФО на 2018-2019 год. Проект Учетной политики и отчет о разработке внутренних стандартов прилагается к отчету о реализации плана по переходу на ЕПС и ОСБУ (срок сдачи отчета – 20 октября 2016 года).

Ответы на типовые вопросы микрофинансовых организаций

Микрофинансовые организации: налог на прибыль


Вопрос.

Мы являемся микрофинансовой организацией, выдающей займы до 40 тыс. рублей сроком до года. В процессе исчисления налога на прибыль у нас возникли следующие вопросы: Микрофинансовые организации формируют свой доход из начисленных процентов по выданным займам. Имеет ли право микрофинансовая организация брать в расходы в размере 100% от неуплаченных, но начисленных процентов за отчетный период, при исчислении налога на прибыль? Пример, за квартал начислено 17 млн. рублей процентов по займам, которые мы берем в доходы для целей налогообложения прибыли. Фактически нам не перечислили 7 млн. рублей (по итогам инвентаризации) из начисленных к уплате процентов. Можем ли 7 млн. рублей полностью взять в расходы при исчислении налога на прибыль?


Ответ.

Микрофинансовые организации при определении налогооблагаемой базы руководствуются гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Согласно НК РФ при определении доходов/расходов применяются два вида признания доходов/расходов: метод начисления и кассовый метод.

При методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Начиная с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.11.2013 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 301-ФЗ) для налогоплательщиков - микрофинансовых организаций установлены специальные правила определения доходов и расходов.

Во-первых, микрофинансовые организации потеряли право применять кассовый метод начисления доходов/расходов.

Во-вторых, в НК РФ введены специальные ст.ст. 297.1 и 297.2, которыми определены особенности определения доходов и расходов микрофинансовых организаций.

Так, к доходам микрофинансовых организаций для целей налогообложения прибыли относятся доходы, предусмотренные ст. ст. 249 и 250 НК РФ и определяемые с учетом особенностей, предусмотренных ст. 297.1 НК РФ, согласно которой к доходам микрофинансовых организаций относятся, в частности, следующие доходы:

  1. доходы в виде процентов по займам, предоставленным в соответствии с законодательством Российской Федерации

  2. доходы в виде сумм, полученных по возвращенным займам, убытки от списания которых ранее были учтены в составе расходов при определении налоговой базы

  3. доходы в виде сумм, полученных микрофинансовыми организациями по возвращенным займам, списанным за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее были учтены в составе расходов при определении налоговой базы в порядке, установленном ст. 297.3 НК РФ.

Порядок определения доходов/расходов в виде процентов по займам регулируется ст. 269 НК РФ. По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено ст.269 НК РФ.

Согласно ст.271 НК РФ по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях гл. 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных договором.

Таким образом, исходя из вопроса, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль включаются все начисленные проценты по выданным займам в размере 17 млн.рублей.

Расходы налогоплательщиков - микрофинансовых организаций, предусмотренные ст. ст. 254 - 269 НК РФ и непосредственно связанные с предоставлением займов и иной приносящей доход деятельностью, предусмотренной законодательством о микрофинансовой деятельности, учитываются для целей налогообложения прибыли с учетом особенностей, установленных ст. 297.2 НК РФ, согласно которой к расходам микрофинансовых организаций относятся, в частности, следующие расходы:

  1. расходы в виде процентов по займам, кредитам и иным долговым обязательствам, связанным с привлечением денежных средств в соответствии с законодательством о микрофинансовой деятельности, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ

  2. расходы по гарантиям, поручительствам, предоставляемым микрофинансовым организациям другими организациями и физическими лицами

  3. расходы в виде сумм отчислений в резерв на возможные потери по займам, расходы на формирование которого учитываются микрофинансовыми организациями в составе расходов в порядке и на условиях, установленных ст. 297.3 НК РФ

  4. расходы в виде сумм страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика микрофинансовой организации, в которых микрофинансовая организация является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками.

Исходя из вышеизложенного, гл. 25 НК РФ не предусмотрено в качестве расходов признавать начисленные, но не полученные проценты по договорам займа, предоставленным в соответствии с законодательством РФ.

Процентными расходами признаются только расходы по начисленным процентам по договорам займа, связанным с привлечением денежных средств в соответствии с законодательством о микрофинансовой деятельности, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (п.1 ст.297.2 НК РФ).

Следовательно, начисленные, но не полученные проценты по договорам займа в размере 7 млн. рублей, микрофинансовая организация не имеет право принимать в расходы при исчислении налога на прибыль.

В целях оптимизация налога на прибыль микрофинансовые организации могут формировать резервы на возможные потери по займам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 297.3 НК РФ микрофинансовые организации вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных ст. 266 НК РФ, создавать резервы на возможные потери по займам. Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Банком России в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.

В п. 3 Указаний Банка России от 14 июля 2014 г. №3321-У "О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам" (а с 18 августа 2016 года Указания от 28.06.2016 г. №4054-У) установлено, что резервы на возможные потери по займам формируются, в частности:

  • по сумме основного долга по микрозаймам, в которую не включаются: платежи в виде процентов за пользование микрозаймом, комиссионные вознаграждения, неустойки, иные платежи в пользу микрофинансовой организации, вытекающие из договора микрозайма;

  • по сумме требований по начисленным процентным доходам по микрозаймам, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму. Учитывая изложенное, если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения микрофинансовая организация формирует резервы на возможные потери по займам, то эти резервы покрывают сумму основного долга и все проценты, предусмотренные договором. При этом резерв сомнительных долгов по процентам по такому займу не формируется, поскольку ст. 266 НК РФ предусмотрено, что для налогоплательщиков

  • микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

В письме Минфина от 27 апреля 2015 г. N 03-03-06/4/24238 еще раз подчеркивается, «что размер суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, учитываемой в расходах для целей налогообложения, определяется с учетом положений вышеуказанного порядка Банка России. При этом возможность создания резерва на возможные потери по займам в отношении задолженности, связанной с невыплатой процентов по договорам займа, положениями главы 25 НК РФ не предусмотрена».

Резюме: микрофинансовая организация может уменьшить налог на прибыль на сумму сформированного резерва на возможные потери по займам, рассчитанному строго по алгоритму, предложенному Банком России.

Применение Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"


О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях

Вопрос №1.

В каких формах проходит обучение в некредитных финансовых организациях?


Ответ.

В соответствии с Указанием от 5 декабря 2014 г. N 3471-У обучение в некредитных финансовых организациях проводится в следующих формах:

Вводный (первичный) инструктаж проводится в целях ознакомления сотрудников некредитной финансовой организации с законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также внутренними документами по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации. В некредитных финансовых организациях первичная проверка знаний сотрудников некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ проводится по истечении одного месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа.

Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудники некредитной финансовой организации проходят в целях получения знаний, необходимых для соблюдения ими законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, программ его осуществления и внутренних документов некредитной финансовой организации, принятых в целях ПОД/ФТ.

Вводный (первичный) и целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников некредитных финансовых организаций, за исключением страховых брокеров, являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения по ПОД/ФТ, разработанной некредитной финансовой организацией. Факт проведения с сотрудником некредитной финансовой организации вводного (первичного) и целевого (внепланового) инструктажа должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого некредитная финансовая организация устанавливает самостоятельно.

Повышение квалификации (плановый инструктаж). Повышение квалификации (плановый инструктаж) осуществляется в форме участия в семинарах и иных обучающих мероприятиях. Обучение сотрудников некредитных финансовых организаций в форме целевого (внепланового) инструктажа и повышения квалификации (планового инструктажа) осуществляется самой организацией и (или) с привлечением сторонних организаций.

Форма и порядок проведения проверки знаний сотрудников некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ определяются некредитной финансовой организацией самостоятельно. В некредитной финансовой организации должен осуществляться учет прохождения ее сотрудниками обучения. Порядок ведения такого учета устанавливается руководителем некредитной финансовой организации. Документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудником некредитной финансовой организации обучения по ПОД/ФТ, хранятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в некредитной финансовой организации. Допускается хранение указанных документов в электронном виде.


Вопрос №2.

Просим разъяснить сроки проведения обучения в некредитной финансовой организации.


Ответ.

Вводный (первичный) инструктаж проводится однократно ответственным сотрудником в течение одного месяца со дня приема сотрудника на работу на должности, указанные в подпунктах "а" - "г" и "е" - "и" пункта 2.2 и пунктах 2.3 - 2.6 настоящего Указания, либо для выполнения функций, указанных в пунктах 2.3 - 2.6 настоящего Указания, а также со дня перевода на такие должности либо для выполнения таких функций.

Первичная проверка знаний сотрудников некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ проводится по истечении одного месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа. Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации, проводится ответственным сотрудником в следующих случаях:

  • при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности некредитных финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;

  • при утверждении некредитной финансовой организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов;

  • при переводе сотрудника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках некредитной финансовой организации, предусматривающую выполнение функций, отличных от выполняемых им до такого перевода, в случае когда для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ при выполнении сотрудником новых функций требуется проведение целевого (внепланового) инструктажа. Инструктаж проводится не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая;

  • при поручении сотруднику некредитной финансовой организации работы, выполняемой сотрудниками некредитной финансовой организации, указанными в пунктах 2.2 - 2.6 Указания от 5 декабря 2014 г. № 3471-У, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет за собой изменения условий такого договора. Инструктаж проводится не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая.

Для лиц, подлежащих обучению в соответствии с требованиями Указания от 5 декабря 2014 г. № 3471-У и отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском, служебной командировкой либо временной нетрудоспособностью, установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта срок начинает исчисляться с рабочего дня, следующего за днем окончания отпуска, служебной командировки либо периода временной нетрудоспособности.

Обучение в форме целевого (внепланового) инструктажа должны пройти:

  • лицо, планирующее осуществлять функции ответственного должностного лица, до начала осуществления таких функций;

  • лица, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 2.2 Указания от 5 декабря 2014 г. № 3471-У, до назначения на соответствующую должность;

  • индивидуальный предприниматель, являющийся страховым брокером, до начала осуществления деятельности по оказанию услуг страхового брокера;

  • сотрудники, указанные в подпунктах "е" и "з" пункта 2.2 и в пунктах 2.3 - 2.6 Указания от 5 декабря 2014 г. № 3471-У, в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.

Ответственные сотрудники некредитных финансовых организаций проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

Включенные в Перечень сотрудники страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год. Иные сотрудники некредитных финансовых организаций, включенные в Перечень, проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в два календарных года.